Паритет покупательной способности — это соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг.

Паритет покупательной способности

Паритет покупательной способности — это соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг.

Паритет покупательной способности

Согласно теории о паритете покупательной способности, на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира можно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке.

Теория паритета покупательной способности

Теория паритета покупательной способности была сформулирована Густавом Касселем, а также ещё пятью представителями Саламанкской школы:

  • Доминго де Сото;
  • Педро де ла Гаска;
  • Мартином де Аспилькуэта Наварро;
  • Томасом де Меркадо;
  • Доминго де Баньес.

В соответствии с этой теорией естественным значением курсов валют является значение, соответствующее паритету покупательной способности.

Если курс валюты страны А к валюте страны Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в страну А. Это увеличивает:

  • предложение товаров в стране А,
  • спрос на товары в стране Б,
  • спрос на валюту страны Б,
  • предложение валюты страны А,

что возвращает валютные курсы обеих стран А и Б к паритетному соотношению.

Например, если цена единицы какого-нибудь товара в России составляет 27 рублей, а в США — 1 доллар, то курс доллара к рублю должен составлять 27 рублей за доллар, верно? Если курс доллара к рублю составляет 55 рублей за доллар, то покупая этот товар в России (за 27 рублей), продавая его в США (за 1 доллар) и обменивая этот доллар на 55 рублей по текущему курсу валютной биржи, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 28 рублей на единицу товара (55-27=28). Соответственно, цены на этот товар в США будут снижаться, цена на товар в России — расти, а курс доллара к рублю — снижаться. В итоге, со временем будет достигнуто равновесие на новом (паритетном) уровне цен и валютного курса (к примеру, товар подешевел до 0,7 доллара в США, подорожал до 35 рублей в России, а курс доллара составляет не 55 как раньше, а теперь уже 50 рублей за доллар).

Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы обычно существенно отклоняются от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объёмов и структуры экспорта и импорта было экономически оправданным). Дополнительно к этому нужно учитывать, что спрос на ту или иную валюту на бирже зависит от многих других факторов.

Примеры использования ППС паритета покупательной способности в жизни

  • Различные международные организации (Всемирный банк, Евростат) публикуют экономические показатели для разных стран в единой валюте (чаще всего в долларах США), используя обменные курсы, рассчитанные на основе паритета покупательной способности.
  • Популярным примером использования паритета покупательной способности является «индекс Биг-Мака», регулярно вычисляемый и публикуемый английским еженедельником The Economist. Индекс вычисляется на основе цен «Биг Мака» в ресторанах McDonalds в различных странах и представляет собой альтернативный обменный курс.
  • Индекс Биг Мака публикуемый журналом The Economist

  • Ещё один менее известный индекс — «индекс iPod» — рассчитывается австралийским инвестиционным банком Commonwealth Securities на основе цен популярного MP3-проигрывателя фирмы Apple в разных странах.
iPod индекс, рассчитываемый банком Commonwealth Securities
Индекс Айпода: показано примерное количество рабочих дней, требуемых для покупки Apple iPod в разных странах.
Сравнение индексов Айпода и Биг-Мака
Сравнение соотношений индексов Биг-Мака и Айпода в разных странах показывает, что эти индексы не такие уж и надежные показатели.

Сопоставимый уровень цен

Уровень цен в экономике США принят за базовый, поэтому для США он равен 100%.

Сопоставимый уровень цен по странам мира
Сопоставимый уровень цен по странам мира в 2003 году.

В начале 1990-х годов в России расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением было очень велико: сопоставимый уровень цен в 1992 году составлял всего 7% (Россия была очень дешёвой страной). Но уже к 1996 году сопоставимый уровень цен достиг 43%.

Сопоставимый уровень цен в России 1992-2014 гг.
Сопоставимый уровень цен в России 1992-2014 годов по версии МВФ.

Правильность расчётов, сделанных на основании данных МВФ для некоторых годов (1996, 1999, 2002, 2005), подтверждается данными международных сопоставлений. На этом графике, начиная с 2007 года, приведены прогнозные значения, рассчитанные на основании данных МВФ.